Эпос: Рамаяна, Махабхарата

Сюжет и Махабхараты и Рамаяны строится вокруг героических событий. Оба текста объемные (Рамаяна состоит из 24000 шлок, Махабхарата — из 100 000).

Считается, что оба произведения созданы по мотивам
реальных исторических событий. События в основе Рамаяны (уничтожение южных народов) относят к 2 тысячелетию до нашей эры, события Махабхараты (война Пандавов и Кауравов) — к XI — X векам до нашей эры.

И Рамаяна и Махабхарата начали создаваться с IV века до нашей эры, и сформировались окончательно к IV веку нашей эры.

Оба текста несколько веков передавались устно с помощью заучивания наизусть, без какой-либо письменной фиксации (также как  Древнегреческий эпос). Благодаря такой системе передачи, у эпоса очень простой синтаксис и лексика. 

Автором Махабхараты называют Вьясу, а Рамаяны — Вальмики.
Поскольку произведения создавались несколько веков, вряд ли Вьяса и Вальмики были создателями всего объема текстов, скорее, одними из самых ярких рассказчиков.

«Рамаяна» частично переведена на русский П.А. Гринцером, ее перевод продолжается другими переводчиками.

Некоторые главы «Махабхараты» переводятся на русский с 1950 г.
Переводчики В.И. Кальянов, Я.В. Васильков, С.Л. Невелева и В.Г. Эрман.

Древнейшие Упанишады и Веды

Одно из древнейших известных произведений человечества — Ригведа, ее перевод на русский — поэтично великолепен (часть 1, часть 2, часть 3).

В состав Вед входят четыре книги:
Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа, Самаведа. Эти тексты устроены как сборники стихотворных гимнов.

 

Часть Упанишад  переводена Сыркиным  (часть 1, часть 2, часть 3).
На украинский язык Павел Риттер перевел Катха-упанишаду.

Древнейшие Упанишады это: Чхандогья, Кена, Катха, Тайттирия, Шветашватара, Брихад-араньяка, Иша, Мандукья, Прашна.

Ниже — отрывки из этих текстов.

Шастры

Шастра — это наука. В Древней Индии разные науки имели свой корпус текстов: грамматика, логика, поэтика, накопления богатства, правильной жизни, политики, владения луком, театрального искусства и танца (Натья-шастра), любовного икусства (Кама-шастры) и другие.

Была в Древней Индии и наука о том, как красиво писать —
Аланкара-шастра (наука поэтических украшений).

К философским наукам относится Ньяя-шастра (наука логики, ведения дискуссии), Веданта-шастра, Тарка-шастра (наука размышления).

В каноне Кама-шастр более двадцати текстов.

В каноне Дхарма-шастр — девятнадцать, из них на русском доступна Ману-смрити, в переводе Эльмановича.

Страницы «Артхашастры» рассказывают об искусстве политики.
Из нее вы узнаете какие обязанности были у царя и градостроителя
и о том как цари выбирали друзей и соглядатаев.
На русский текст переведен Кальяновым В.И.

Расцвет индийской поэзии и драмы

В 5—6 веках этой эры в Индии жили и творили великие поэты:
Калидаса, Бхартрихари (Бхатти), Дандин.
Кроме наслаждения литературным стилем в их тестам мы находим
детали быта и нравы Индии начала эры.